amazon_san


Amazon-san no Himitsu Basho

Природа в словах и картинках


Previous Entry Share Next Entry
Художественная фотография природы. Часть 3
amazon_san
Часть 3. Изобразительные средства

Краткое содержание предыдущей серии (с)

Самый простой способ привлечь внимание – использовать различные когнитивные искажения, например – антропоморфизм, парейдолИю. Такие приёмы дают нам «условно» художественную фотографию. «Условно», так как такие работы сразу же будут выделяться из ряда более простых работ (Ой, смотри, лисичка нам улыбается!). Но «условно», так как художественная фотография должна в себе содержать нечто большее, чем парочку стереотипов восприятия, о чём я писал в предыдущих частях. После этого приходит понимание, что распространённая в конкурсах природной фотографии номинация «портрет» фактически (вот это поворот!) целиком состоит из когнитивных искажений.

Хочу особо подчеркнуть, в данном случае термины не несут негативного смысла. Это лишь слова, объясняющие особенности нашего восприятия действительности.

1.


- Ой, смотрите нам лягушечки улыбаются!


Антропоморфизм – перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, на одушевлённых существ или явления. Все эти милые портреты улыбающихся медвежат, лисят, котят и есть, по сути, проявление антропоморфизма, так же как и улыбающиеся, смотрящие вам прямо в глаза богомолы, стрекозы (у богомолов и стрекоз вообще зрачков нет) и т.д.

2.


Кажется, что самка богомола разлеглась на веточке и заискивающе смотрит куда-то в сторону. На самом деле она просто сидит и смотрит одновременно во все стороны, насколько ей позволяют большие фасетчатые глаза. А чёрное пятно – не зрачок, а лишь плоскость глазного дна, которая на данный момент перпендикулярна оптической оси объектива. Но как эта девушка позирует и томно взгляд отводит! Эх, антропоморфизм, что же ты со мной делаешь!

Думаете, ей грустно?

3.


Думаете, она выражает вам презрение или пренебрежение, а может просто дразнится?

4.


Сюда можно отнести все работы из зоопарков, где изображены звери с грустными глазами, смотрящие на вас через прутья решётки. Автор мастерски использует ситуацию, правильный угол съёмки, фазу движения глаз животного, а уже зритель непроизвольно переносит их в человеческое обличие, наделяя животное человеческой грустью, жалостью и т.д.

Возникает вопрос – какие работы приходят вам на ум после посещения выставки? Хитрая лиса? Лиса в снегу с жалобным выражением? Щенок песца? Скорее всего, животные с человеческими эмоциями. Лиса хитра (хитра как человек) только благодаря стереотипам восприятия, пришедшим из наших сказок. Нет у неё никакого хитрого выражения. Наше сознание ловко интерпретирует взгляд животного, переводит его на человеческие рельсы, чего и добивается автор фотографии.

Если опустить человеческую романтику и вместе с ней розовые очки, то многим природа может показаться излишне жестокой. Портреты хищников с оскалом, фотографии хищников за трапезой или загоняющие жертву. С большой вероятностью, для вас хищники превратятся в злодеев, а олень в невинную жертву; оскал придаст животному злое выражение и будет вызывать негативные эмоции.

Как определить кто на этой фотографии злодей, а кто добряк?

5.


А ведь хищники не злые, и не добрые, и природа не может быть ни злой, ни доброй, – прежде всего это борьба за выживание, которая приводит к более-менее стабильно существующей экосистеме (как я примитивно это понимаю). А мы уже сами вешаем ярлыки, наделяя животных или природные явления человеческими чертами. Иногда вместе с всеобщим отсутствием элементарных знаний природоведения всё это зачастую приводит к трагическим результатам. Трепещущие от жалости люди подбирают пачками слётков, мелких зайчат, которые так одиноки, ведь их бросили родители!

Наверное, меня сразу обвинят в бездушности за мои утверждения. Не поймите меня неправильно – эмоции и чувства, особенно у млекопитающих, конечно, есть, но подсознательно вы перемещаете их на человеческий уровень восприятия. И в этом иногда проявляется хорошая сторона двуногих существ - многие не задумываясь бросятся в полынью, спасать застрявшую там собачку или лося.

Парейдолия – разновидность зрительных иллюзий, заключается в формировании иллюзорных образов, в качестве основы которых выступают детали реального объекта. Например, фигуры людей и животных в облаках, изображение лица человека на поверхности Марса.

Девочка с шариком. Всего лишь мох, даже листик прикладывать не пришлось.

6.


А тут мне видится слон в панике, который ждёт атаки львов. Старая коряга.

7.


Повар? Пицца? Нет, пузыри во льду.

8.


Носорог? Просто ветка.

9.


Ещё особый способ точно привлечь к себе внимание – апеллировать к базовым чувствам или к их социальным надстройкам.
Например, материнские чувства или маниакальная любовь к маленьким пушистым милым зверюшкам. И то и другое отлично представлено в творчестве Васи Ложкина. Кто не знаком, рекомендую.

10.


Интересно откуда вообще взялась страсть ко всему маленькому и пушистому? Но мало, кто способен пройти мимо фотографии с миленькой мордашкой.

Такие фотографии могут вообще не иметь художественных достоинств и могут не дотягивать даже до стандартов технического качества. Одного пушистого милого зверька вполне хватит для всеобщего обожания.

Я уверен, что из всего ряда фотографий запомните вы именно вот эту.

11.


Грамотные судьи на серьёзных конкурсах природной фотографии такие работы постараются выкинуть из пула финалистов, отдав предпочтение более сильным кадрам. Но у большинства нет иммунитета против маленьких пушистых комочков, поэтому бойтесь их. В какой-то момент вы обнаружите, что вслух сами себе говорите: «Ути-пути, моя милашечка!»

Законы композиции и их нарушение

Какими изобразительными средствами мы может приблизиться к созданию природной художественной фотографии. Изобразительных средств много, перечислить их всех в рамках данной статьи нереально, но некоторые стоит упомянуть.

Я не стану перечислять законы композиции, рассказывать про правильные трети и золотые сечения. Вы сами легко сможете найти на тему множество статей. Классическая композиция – это важная и нужная тема для освоения, но мне интересно исследовать её в аспекте нарушения правил. Так сказать, выход за грань.

Как-то на просторах галереи Макроклуба в далёком 2012 году под этой работой состоялся интереснейший диалог. Я не буду приводить имена, как и полностью всю переписку.

12.


Здесь важны ключевые моменты (К – комментатор, А - автор):

  • К: Замечательное существо и свет отличный! Но, возможно, стоило бы сделать зеркальное отображение. Название" все выше и выше" обязывает слева направо диагональ.
  • А: Т.е. в гору можно лезть только слева направо?
  • К: Нет. Наш мозг приучен читать слева направо. Так и в композиции есть такой закон, что динамика, вернее ее нарастание идет слева направо вверх. А слева направо вниз - затухание данной динамики, или движения, кому как удобно.
  • А: спорное обстоятельство.
  • К: Возможно и спорное, я ни на чем не настаиваю. Но законы композиции и визуального восприятия не я создавал. Я изложил то, что нам преподавали в институте на лекциях по композиции.
  • А: Да, я их помню, но мне интересно, что делать тогда жителям Азии, чья письменность читается в другом порядке. Или тем же японцам, у которых направление чтения в тексте зависит от того, где расположен материал и может идти в любую сторону. У них другая композиция?
  • К: Я думаю что этот разговор ни к чему не приведет. Вы все воспринимаете в штыки. А мы ведь не в Азии и макроклубовцы тоже большинство не азиаты. Если б это был азиатский сайт тогда можно разводить споры о композиции. Не хотите слушать замечания, а только слышать лестные отзывы - без проблем. Не буду писать свои не компетентные высказывания под Вашими работами.

Мои попытки вывести собеседника на интересную дискуссию провалились. Жаль, можно было много чего проанализировать.

Формально комментатор прав, т.к. в правилах композиции всё чётко прописано. Но мы же говорим о творчестве. Так почему же мы сами себя загоняем в рамки? Ограничиваем свободу нашей мысли, эмоций, выдёргиваем в себе ростки самостоятельности?

Но есть откровенно плохие фотографии. Где та черта, отделяющая шедевр от посредственности? Я не знаю. Сам её ищу. Если вы что-то знаете, подскажите мне, но не стоит напирать на композицию. Так как если композиция – это некая формула шедевра, то рассчитав формулу, мы всегда получим на выходе шедевр. С фотографией «Рейн II» это получилось, а вот с миллиардом других – нет, хотя все создавались по одной формуле. Почему так?

Маяком в данном вопросе могли бы служить ежегодные выборки результатов мировых конкурсов фотографии дикой природы, например:

  • английский Wildlife Photographer of the Year (WPY);
  • немецкий GDT European Wildlife Photographer of the Year (GDT – Гезельшафт Дойче ТиафотогрАфен);
  • наш аналог – Конкурс фотографий дикой природы «Золотая Черепаха»
  • и другие.

Но если вы их внимательно просмотрите, причём не пожалеете время и посмотрите ещё выборки конкурсов не только последнего года, но и предыдущих, а ещё если вы сравните результаты разных лет между собой, то уверяю вас – будете озадачены выбором жюри.

У меня на это есть своя теория.
С каждым годом количество фотографий, в том числе природных, увеличивается в геометрической степени. И я говорю только о работах с высоким уровнем технического качества. При этом законы композиции, сформулированные много сотен лет назад для живописи, не меняются. Вы не поверите, животные тоже практически не меняются (несколько сотен лет с точки зрения эволюции – это слишком мало), как и большинство мест, где их фотографируют. Допустим, из миллиона полученных изображений, одно содержит страшную композиционную ошибку, и тем самым выгодно отличается от 999999 правильных работ. В итоге работа эволюционно выдавливается за рамки общепринятых стандартов и тем самым создаёт прецедент. За этой работой сразу же пойдут её копии, но других авторов, а за копиями появятся более талантливые переосмысления первоначального кадра.

13.

Фотка - говно, автор нарушил строгое правило композиции золотого сечения!

Конечно же, бОльшая часть фотографов сразу же встанет на защиту классических ценностей. Но не успеете моргнуть, как уже кто-то напишет статью о неимоверных трудностях, стоявших на пути первооткрывателей нового движении в фотоискусстве – как гнобили и не признавали гениального автора. А по факту это была либо случайная ошибка, либо запланированный отход от хрестоматийных законов композиции. Но пройдёт пара лет, и такие работы будут восприниматься спокойно. Фотообщество устанет от копий, будет ждать нового всплеска чей-либо гениальности, и оно поступит (вот это поворот!) точно также.

Приведу пару примеров. Они напрямую не связаны с правилами композиции, но зато наглядно показывают нынешнюю ситуацию, останется только экстраполировать смысл.

Яркий пример – фотографии с дронов.

14.


Ещё несколько лет назад, фотографии сверху можно было получить, летая на вертолёте, маленьком самолёте или воздушном шаре, что крайне дорого и не для всех. Сейчас, имея сравнительно недорогой дрон, можно сделать прекрасные фотографии с высоты птичьего полёта. Такие фотографии может сделать практически любой, имеющий работу, человек (чтобы честно купить дрон). Эти фотографии ворвались в нашу жизнь, они были необычны и завораживали, даже несмотря порой на низкое качество. Но вот прошло время, и все привыкли. Так же как привыкли к другому тренду мировой природной фотографии – снимать крупных животных широкоугольными объективами с нулевой дистанции.

Неизвестно заранее, какое именно нарушение композиции надо сделать, какую точку съёмки занять, чтобы эволюционировать. Этот путь постигается только методом проб и ошибок. Снимать, анализировать, участвовать в конкурсах, обсуждать работы с коллегами и т.д.

Символизм

Фотография может нести символ, и я примерно представляю, как это может быть с политической точки зрения, но как это реализовать с точки зрения природной фотографии видится мне с трудом. Стоит отметить, фотографии-символы – крайне мощный инструмент. Для чего? Для каких-либо природоохранных акций, выставок, мероприятий? Сложно сказать, пока таких знаковых кадров вспомнить не получается. Не стоит забывать, что степень прочтения символа с фотографии зависит от мастерства автора. Символы, которые входят в систему знаний и ценностей автора, могут быть не известны широкой публике, и поэтому не прочтены или прочтены, но неправильно.

Символизм – тема крайне сложная. По ней написаны сотни больших и толстых книг, которые вам придётся поискать самостоятельно.
Я пока не могу представить свою по-настоящему сильную фотографию-символ, за неимением оной.

Геометрические структуры, чередующиеся элементы и их противники.

С символизмом у меня пока не очень, но вот с линиями, ритмами и симметрией гораздо лучше.

15.


Геометрические структуры понятны всегда. Они являются образцом порядка, радуют глаз. Ритм окружает нас повсюду, повторяя и множа какой-нибудь элемент.

16.


Причём чем проще фигуры, тем лучше и быстрее они усваиваются мозгом.

17.


Линии могут соединять или делить пространство кадра или задавать ритм. Тогда, если на пути ритма стоит прерыватель, то этот объект максимально привяжет к себе всё внимание.

18.


Но в любом случае, геометрические структуры – это своего рода кубики композиции.

19.


Они не только помогают проставить нужные акценты, но и создают для зрителя различные образы.

20.


Человеческий глаз вообще хорошо ловит любые ритмы и правильные структуры, надо только немного над собой поработать и попрактиковаться.

21.


Текстуры, абстракции, цвет, силуэты.

Текстуры и абстракции, по сути, образуют хаотичный или упорядоченный рисунок. Тема крайне интересная и познавательная. Она позволяет зрителю не только пытаться разгадать замысел автора, но и самостоятельно придумывать свои новые образы. Причём сколько людей, столько и образов.

22.


О, горы! Привет, парейдолия!

Текстуры могут быть как макрофотографией

23.


Так и пейзажной фотографией. В данном случае весенняя степь переходит в солёное озеро Баскунчак.

24.


Крыло бабочки - неиссякаемый источник текстур и абстракций

25.


И даже простой кусочек коры с малюсеньким ложноскорпионом.

26.


Или мох. Мы буквально погружены со всех сторон в мир текстур и абстракций

27.


Молодило. Дикое

28.


Свет и цвет в фотографии также важны, как и композиция.

29.


Эти компоненты создают всю атмосферу снимка, придают глубину, вес или, наоборот, воздушность и лёгкость.

30.


Свет придаёт форму объекту съёмки, очерчивает границы. Процесс получения фотографии часто называют «рисованием светом».

31.


Свет и цвет подчёркивают и выявляют особенности формы. Фотограф при помощи света придаёт нужные черты объекту.

32.


Причём я говорю как о естественном источнике, так и об искусственных (вспышках фонариках и т.д.).

33.


Цветовая температура, как характеристика света, зачастую влияет на восприятие кадра.
Самый простой пример: тёплая (оттенки жёлтого, оранжевого, красного) фотография принесёт вам гамму добрых чувств, тёплый плед и чашу горячего чая в руки.

34.


А холодная фотография (оттенки синего) заставит поёжиться, почувствовать одиночество.

35.


Ещё раз тёплая

36.


Холодная

37.


Насчёт таких стереотипов с тёплым и холодным есть прекрасная книжка Тальмы Лобель «Тёплая чашка в холодный день. Как физические ощущения влияют на наши решения»

Цвет также сильно влияет на зрителя. Он может выступать и как самостоятельный объект, так и быть элементом общей композиции.

38.


Яркие цвета всегда вызывают различные эмоциональные реакции у людей, в зависимости от психологических особенностей.

39.


Познания о цвете мы получаем уже в младенчестве, и далее посредством опыта закрепляем во взрослом состоянии.

40.


В последнее время это происходит, в том числе, за счёт всепроникающей рекламы.

Для меня главное – цвет и свет позволяют расставлять акценты на фотографии. Это как иметь в запасе пару кисточек, чтобы на финальном изображении провести ими пару раз и получить задуманную фотографию. Порой от этих, казалось бы, малозаметных мазков зависит буквально всё.

41.


42.


43.


И тут цвет (чёрный) - главный композиционный элемент с красным прерывателем в центре.

44.


Силуэт – разновидность графической техники в искусстве портрета, имевший распространение в 18 веке.

45.


С распространением фотографии силуэт занял своё почётное место в линейке изобразительных средств. Такая фотография чем-то напоминает абстракции, т.к. не показывает объект напрямую. Но как только вы увидите силуэт, т.е. границу объекта, мозг дорисует картинку и представит нужный объект.

46.


Все прекрасно помнят силуэты из пальцев на стене в виде собачек, зайчиков, летучих мышей и т.д. И это можно прекрасно использовать, обманывая ваш большой светлый мозг.

История за кадром

Последний приём, который хочется упомянуть, я называю «история за кадром».
Проще его объяснить следующей историей:

Однажды Хемингуэй поспорил, что напишет рассказ, состоящий всего из четырёх слов, способный растрогать любого читателя. Он выиграл спор, написав: «Продаются детские ботиночки. Неношенные»

История за кадром позволяет фотографу не изображать смысловой объект напрямую, а сделать на него визуальную ссылку. Человеческий мозг пройдёт по ссылке и сам дорисует картину происходящего, после чего, если автор действительно хорош, зритель проживёт и прочувствует всю картину целиком. Такие фотографии случаются крайне редко, они глубоки, и их можно назвать, по аналогии с кино, «фотографии с послевкусием». Как и в случае с символизмом, я не могу выдать в качестве примера действительно сильную фотографию с «историей за кадром» (я над этим работаю!), только пару кадров попроще в качестве рабочего материала.

Стрекозы территориальные хищники. И вот он (самец) сорвался со своего насеста и полетел куда-то – может самку заприметил, может конкурент пересёк границу?

47.


Цапли предпочитают гнездиться в одном месте, сбиваясь в колонии. Весной птицы возвращаются с юга на старое место и ремонтируют, достраивают старые гнёзда. И так каждый год. Представьте себе судьбы всех тех цапель, что строили и строили и строили это гнездо? Это просто ошеломительно!

48.


Зритель сам представит себе ситуацию целиком. Его надо немного подтолкнуть, а всё остальное сделает он сам в своей голове. Полетит ли драться с конкурентом или будет наслаждаться круговоротом жизни цапель.

Продолжение следует.

ЗЫ. Меня не покидает чувство, что вся эта дешёвая лирика нужна только для того, чтобы вам фотки показать. Может без текста было бы проще?

Posts from This Journal by “выступление” Tag


  • 1
Нет-нет, за текст особое спасибо!

Хорошо, пойду править последнюю часть. Там в основном про технические приёмы.

и это тоже интересно!

С удовольствием ещё раз увидел твои работы, какие то в первый раз, какие то в n-ный) Для меня, редко общающегося с коллегами по "болезни", узнать их позицию, мнение по интересующей теме очень даже интересно. Спасибо.

Рад стараться :)

Да вы что - очень интересно!

Советую прочитать историю современного искусства или посмотреть на ютубе. У вас все в кучу свалено.

Да, так и есть.
Может быть какие-то знаете книги конкретные? Было бы интересно ознакомиться

Лекцию Гутова для начала https://www.youtube.com/watch?v=SFIEA_sAPhc&t=709s
Видеолекции Алексея Шадрина ,19-20 век.На торрентах.Но там есть отсебятина.
По книгам я не знаток, да и воды там много. В целом, искусство уходит от изобразительного (что вижу то и пишу) к выразительному и смысловому ( символы,абстракции)

Спасибо!!! Обязательно погляжу!!!!!

Очень занимательно, пишите)

Тут на целую книгу по природной фотографии наберется, спасибо, всё прочитал - интересно

Рад, что читаете и смотрите.
Значит не зря стараюсь :)

На 6-й девочку не разглядел.
Хотел дать тебе совет, как степени парейдолических иллюзий исследовать объективно, но вспомнил, что ты совсем не пьющий. А я как-то позволил себе согреться после тяжелого дня и начал рассматривать картинки льда. Ё-же моё, сколько же там всего было! Увы, на следующий день не увидел ничего.
Но интересно бы было устроить такой перформанс - допускать к выставке абстракций только после принятия дозы немалой и собирать отзывы.

Вот поэтому парейдолия (и даже антропоморфизм) - не всегда работает, ввиду разного устройства головы снимающего и смотрящего.

ЗЫ. Я не могу принять такой совет, ибо он некорректен и просто асоциален. Наоборот, давай уж лучше на входе раздавать пакеты с клеем, лсд или тяжёлые наркотики - думаю, они получше алкоголя будут.

ЗЫ2Чую, за последнюю часть меня совсем съедят, но я готов.

Не знаю, как перечисленное пойдет, не пробовал.

Просто я к тому, что если понимание фотографии требует "закинуться за воротник", то это плохая фотография, в которой автор просто не смог изобразить, что хотел.
С подписями тоже самое.

Дикая Природа

Пользователь artur_murzahan сослался на вашу запись в своей записи «Дикая Природа» в контексте: [...] Алексей Волков http://amazon-san.livejournal.com/147610.html?utm_source=fbsharing&utm_medium=social [...]

  • 1
?

Log in