Алексей Волков (amazon_san) wrote,
Алексей Волков
amazon_san

Category:

В погоне за призраками

Предлагаю вашему вниманию презентацию, которую показывал в рамках встречи Макроклуба на "Лосином острове" приуроченной к клубному пятилетию. Чтобы встреча прошла на высоком уровне был продуман двухдневный график мастер-классов и презентаций. Коллеги-фотографы представили свои темы, рассказали о своём творчестве, поделились секретами. В том числе и я. В своём докладе попытался раскрыть тему о художественной съёмке таких экзотических насекомых как палочники и листовидки. Думаю, что презентация ещё актуальна и будет интересна вам, дорогие читатели.

В погоне за призраками

Палочники – удивительные создания. Ни одно насекомое в мире не умеет так прятаться, как это делают палочники. Строение тела только подчёркивает это: длинное туловище, тонкие нитевидные ножки, либо, если идёт речь о листовидках, ближайших родственниках палочников, приплюснутое тело напоминает зелёный листик. Даже дефекты листа имитируются идеально. Всё во имя одной цели – быть невидимыми для окружающих существ и потенциальных хищников.

В основном место их обитания – тропики. Поэтому для нас, жителей средней полосы, такие насекомые в диковинку. Палочники бывают разные: большие (35 см. в длину), мелкие – не более 2-х см, крылатые и бескрылые и т.д.

Эти «Палочки и листики» настолько поразили меня, что захотелось посмотреть на них, подержать на руке и, конечно же, сфотографировать. Но как сделать художественную работу на основе существа, прячущегося всю жизнь от всего живого и выглядящего как самая заурядная палочка или листик?

Первое знакомство

Впервые, я увидел палочников немногим более года назад на выставке живых насекомых в стенах биофака МГУ. Обычно выставка проходит поздней осенью, когда разнообразие насекомых идёт на убыль, дни становятся короткими, а погода портится вместе с настроением. Остаётся рыться в архиве фотографий, сделанных за лето, и выискивать необработанные кадры, с которыми ещё можно повозиться. Впереди долгая и унылая зимняя пора. Обдумывая предстоящие перспективы, я шёл на выставку насекомых.


Именно там познакомился с палочниками. Именно там они запали ко мне в душу.

После выставки бредил палочниками. Смотрел фотографии с различных интернет-ресурсов. Читал про их содержание и мечтал найти себе хотя бы одного. Любой поиск животных в Москве «человека незнающего» приводит на «Птичий рынок». Тогда я не знал об Инсектарии Московского Зоопарка, о различных тематических ресурсах, например tarantulas.ru, reptile.ru. Не был знаком с «киперами».


Киперы – люди, занимающиеся содержанием экзотической живности, такой как рептилии, насекомые, пауки и т.д.

Тогда нашёл одну палатку с различной живой экзотикой и приобрёл там двух аннамских палочников по 250 рублей/штука. Сейчас, это кажется безумством, но тогда всё смотрелось иначе. Аннамских палочников, если поискать, можно найти бесплатно. Это самый неприхотливый палочник из всех встречающихся в домашних и не только коллекциях. Потом снова и снова возвращался на рынок. В результате походов стал счастливым обладателем нескольких аннамских, неожиданных палочников и аретаонов. Итак, началась долгая зима – пора различных фото-эспериментов в домашней съёмке.

Первые шаги

Для начала попробовал старый проверенный метод, а именно подсадить «жучка» на веточку и сфотографировать его.

Сразу столкнулся с некоторыми трудностями. Насекомое похожее на веточку так сливалось с веточкой, что смотрелось неинтересно и скучно, в отличие, например, от бабочки или богомола. При этом размеры палочника, особенно фаенофаросов, были огромны по меркам наших насекомых, поэтому снимать это чудо было сложно из-за постоянно прорисовывающегося заднего плана. А вести съёмку телеобъективами порой не позволяли размеры кухни.


Тогда я снимал в основном по ночам на кухне. Из оборудования у меня был замечательный лайт-куб и три источника постоянного света Raylab, у которых я заменил галогеновые лампы на строительные энергосберегающие по 500 Вт каждая. Замену пришлось делать, т.к. галогеновые лампы просто расплавились за пару рабочих съёмок.

Тогда же начал работать с фонами, которые представляли собой тряпочки различных цветов и видов, а также всевозможные постеры из журналов.

От постеров отказался сразу – глянцевая поверхность постоянно бликовала в свете ламп и на фотографии сочные цвета постеров показывались блеклой цветовой кашей.

Хотя некие успехи всё же были. Ещё пара кадров с использованием «тряпочек».

С фонами меня тоже постигла небольшая неудача, они были настолько яркими, а палочники при этом были настолько неинтересными, что порой получалась ядовитая картинка, противопоказанная к просмотру.


Выход на улицу

За такими экспериментами прошла зима и весна.

Окружающий мир наполнился зеленью, насекомыми, а палочники усердно линяли, т.к. уже ели свежую малину. Коллекция их росла, пополнялась новыми видами. При этом меня не покидали различные мысли о съёмки этих насекомых. И вот уже летом, мне пришла в голову интересная мысль – ведь, можно взять палочника с собой на улицу, посадить на веточку и уже там, фотографировать свои «шедевры».

Но затея не принесла ощутимых плодов, т.к. оказалось, что размеры насекомого настолько велики, что на фотографии оно самым прекрасным образом сливалось в веточку и переставало быть насекомым как таковым. Не будешь же каждому зрителю объяснять – «тут не веточка, тут палочник!»

Но в эксперименте были свои положительные результаты, иначе бы забросил это занятие давным-давно.


Внутреннее видение

Снимая палочников на различных растениях, у меня поневоле «опускались руки». Ведь получалось одно и тоже, при этом снимки были далеки от совершенства.

Требовалась революция сознания, мысль-метеорит, которая обрушилась бы на банальный поток сознания огненной птицей. И огненная птица не заставила себя долго ждать. Нужно было просто вспомнить одну весеннюю работу.

Оказалось, всё давно было у меня «под носом». Одним весенним днём, наводил в инсектариуме порядок, и вдруг среди сухих листьев выглядывает на меня эфемерное создание – новорождённый аннамский палочник.

Словно прозрачное приведение на тонких ножках ниточках. Я боялся дышать. Боялся, что его просто сдует. Аккуратно, трясущимися от радости руками, перенёс его на зелёные листья мини-розы.

Вот солнце заглянуло ко мне в комнату, осветило палочника на растении. А он, в свою очередь, засветился. Маленькое прозрачное насекомое излучало свет, как будто оно и было самим светом, обретшим форму живого существа. Только чёрные глаза-бусинки выдавали в нём новорождённого палочника. В тот день я так и не снял его. Так загляделся на малютку, что солнце успело покинуть комнату. Но я уже знал, что именно и как именно хочу снять. Осталось дождаться подходящих условий.

Оказалось, что наблюдение и подчёркивание характерных моментов в строении и жизни палочников – есть ключ к успешной съёмке кажущихся «неинтересными» с виду насекомых. Далее осталось присоединить шестерёнку наблюдения к шестерёнке мышления и двигатель, попыхивая, начал выдавать результаты.

Проекты

Всю свою дальнейшею деятельность я условно обозвал «проектами». Т.к. в основном фотографии получались не спонтанно, а в результате кропотливой работы, которая порой включала в себя рисование эскизов, проработку деталей, пробные съёмки и т.д. Перед съемкой я уже знал, какой результат хочу получить. Фотография уже существовала, но в моей голове. Оставалось «пустяковое» дело – реализовать её в материальном мире.

Проект №1. Одна целая и одна вторая

Брюшко австралийских палочников, которое многие ошибочно принимают за хвост, обычно загнуто в спираль. Видимо такое строение тела способствует лучшей защите палочников от угрозы со стороны хищников. Тем не менее, именно эта особенность положила начало интересной идее с симметричным отражением.

Снимок, который поначалу показался сложным в реализации, на самом деле получился довольно быстро. В тот день мне действительно повезло. Если нижний палочник чувствует себя комфортно вниз головой, то верхний как раз наоборот. Я успел сделать только 2 кадра, после чего верхняя особь повернулась в более удобное для себя положение, т.е. головой вниз. Следующие мои попытки восстановить потерянную композицию ни к чему не привели. Палочники только суетливо бегали по травинке, и мне пришлось оставить это занятие.

Проект №2. Призраки в листве

Силуэтная фотография отнюдь не новое направление в фотоискусстве, но она как нельзя лучше показывает истинное лицо «приведеньевых». Мне захотелось поиграть с силуэтами, наполнить их смыслом, вдохнуть в них жизнь.

Я был очень удивлён тем, что силуэты палочников настолько "говорящие", что работать с ними было одно удовольствие.


Проект №3. Палочники в отражении

В одно утро, делая завтрак, меня осенило, что скорлупа от яиц – это идеальный фотоматериал и его обязательно где-то нужно использовать.
Оставалось только дать развитие сформировавшейся идее, и проект «палочники в отражении» заворожил меня целиком.



Проект №4. Камуфляж

Как-то раз мне пришла в голову интересная мысль – запечатлеть камуфляж палочника во всей его красе. Задача потребовала времени на обдумывание. Нужно было понять, что это вообще такое, и как он проявляется у приведеньевых. Ответ мне подсказал мой инсектариум. Я увидел палочников среди веток. Вот оно! Ключевое слово – ритм! Весь камуфляж палочника в том, чтобы затеряться в ритме из веток. Это как надеть неброскую одежду и затеряться в толпе.

Были нарисованы эскизы с разными ритмическими темами. После выбора варианта был отобран материал. Вообще сбор материала для будущей «сцены» - очень важная стадия в подготовке к съёмкам. Кадр должен смотреть органично. И материал должен быть соразмерен размерам объекта. Толстая ветка вряд ли станет украшением фотографии тоненького грациозного палочника, скорее даже наоборот.

Более 4-ёх часов пришлось караулить палочника, пока он не принял нужную позу. И ещё несколько часов, прежде чем я смог выставить все декорации на свои места. Только для того, чтобы сделать несколько щелчков затвором.

Пока ждал подходящих условий для съёмки, поснимал палочника с необычных ракурсов. Так появился диптих – «соло и аккомпанемент»


Проект №5. Позы

Палочники – удивительные насекомые. Они замирают на месте и могут бездействовать большой промежуток времени. И это оказывается тоже можно использовать, чтобы реализовывать свои идеи.


Проект №6.Фонарики

Фотография, как говорят многие, есть светопись. А там где свет, там и тени. Поэтому я отказался от привычной бестеневой съёмки объекта, а наоборот вооружился светом, чтобы проявить тени. Это позволило раскрыть преведеньевых с неизвестной мне стороны.

Я постарался убрать из кадра всё лишнее, сделав кадр максимально аскетичным, дабы созерцанию объекта ничего не мешало. Представьте, что вы находитесь в абсолютно тёмной комнате и перед вами светится такая красота.

Как заметил в самом начале, палочники бывают разные. Одни просвечиваются насквозь, излучая чудный неоновый свет.

Другие, наоборот не пропускают сквозь своё тело световые лучи, но в направленном свете ламп показывают свою сложную структуру.



Осталось подвести итог.
Несмотря на обилие палочников в рассказе, он шёл не только о них. На месте палочников мог быть, в принципе, любой объект, с которым нравится работать фотографу.

Главное – это дать работе идею, то сердце, которое своим стуком будет завораживать зрителей. Они будут стоять и с упоением слушать его.


Если после прочтения данного материала у вас возникли вопросы, то я постараюсь на них ответить.

Конец.

Tags: алексей волков, выступление, домашние животные, домашний инсектарий, инсектарий, мастер-класс, насекомое, насекомые, палочники, публикация, светопись, фотограф-натуралист, фотография, фотосъёмка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →